Многие российские города все чаще сталкиваются с проблемой обеспечения парковки
автотранспорта в центральной части города, вблизи культурных, торговых и
административных центров, вокзалов, аэропортов и т.д. Эта проблема может быть
успешно решена применением автоматизированных платных парковок.
Она предназначена для автоматизации автомобильных парковок
общего пользования и может
применяться на парковках, располагаемых на открытых
площадках, в подземных и крытых наземных помещениях, имеющих один или несколько въездов и выездов.
Кроме парковок общего пользования, система может
использоваться для коллективных паркингов, пользователями которых являются
постоянные клиенты. При этом в системе используются только карты различного
вида. Например, служебные карты для пользователей, купивших парковочные места
(боксы), абонементные - для пользователей-арендаторов паркомест.
Система может с успехом использоваться на парковках с различной степенью
автоматизации, различной емкости и интенсивности. Модульность оборудования
позволяет построить на базе VECTOR_AP оптимальную по соотношению капитальных и
эксплуатационных затрат систему для каждого конкретного случая.
При разработке концепции системы VECTOR_AP были изучены принципы построения
аналогичных систем ведущими европейскими производителями и максимально учтена
специфика ее эксплуатации в российских условиях. Это, прежде всего, относится к
климатической стойкости, вандалозащищенности, простоте восприятия для
пользователя.
Предельное внимание было уделено надежности системы, в которой используются
высококачественные компоненты производства ведущих фирм Германии,
Великобритании, Канады и ряда других стран.
применимость для парковок различной емкости и интенсивности
широкий ряд возможных конфигураций с различной степенью
автоматизации
возможность оплаты по разовым билетам, абонементным и дебитным
картам
гибкая система задания тарифов, механизм предоставления скидок
защищенность от злоупотреблений со стороны пользователей и
персонала
высокая климатическая стойкость аппаратуры (-45° С)
Принцип организации автоматической парковки, независимо от
конкретной конфигурации, может быть представлен следующим образом. Пользователь
подъезжает к въезду на парковку и получает разовый билет со штрих-кодом.
Открывается шлагбаум, и автомобиль въезжает на территорию парковки. Перед тем,
как покинуть парковку, клиент оплачивает время парковки по действующим тарифам.
В течение установленного времени он должен покинуть парковку, предъявив системе
на выезде оплаченный билет.
Кроме разовых билетов в системе могут использоваться многоразовые карточки. Это
могут быть абонементные карты на определенный период, дебитные карты на
определенную сумму стоимости парковки, служебные карты для автомобилей аварийных служб и т.п. Пользователь, имеющий
действующую карту, предъявляет ее системе на въезде и выезде. При этом система
определяет легальность этой карты, проверяет наличие средств на дебитной карте и
уменьшает остаток этих средств на сумму стоимости парковки.
Въездные и выездные терминалы могут быть реализованы на стойках или компьютерах
в зависимости от размера, интенсивности использования парковки, требуемой
степени автоматизации и ряда других факторов.
Въездной и выездной терминалы на стойках
Въездной терминал на стойке предназначен для реализации
въезда по разовым билетам и картам с максимальной степенью автоматизации.
Присутствие персонала не требуется.
Выездной терминал на стойке предназначен для выезда с территории либо проезда
между зонами парковки. В случае выезда с территории документ (билет или карта)
должен быть предварительно оплачен в пункте оплаты. В случае проезда между
зонами парковки оплата не
требуется.
Въездные и выездные терминалы на стойках применяются в случаях высокой
интенсивности проездов.
Въездной и выездной терминалы на компьютере
Въездной терминал на компьютере предназначен для реализации въезда по разовым
билетам и картам с выдачей билетов оператором.
Выездной терминал на стойке предназначен для реализации выезда с территории с
оплатой парковки.
Все оборудование, кроме шлагбаумов и считывателя карт располагается внутри
павильона оператора. Считыватели карт располагаются на стенах павильона так,
чтобы быть доступными водителю.
Въездные и выездные терминалы на компьютере могут
применяться в случаях невысокой интенсивности проезда.
Используя въездные и выездные терминалы можно строить парковки любой
сложности и конфигурации от самых простых однокомпьютерных с одной зоной и одним
въездом и выездом на пункте оплаты до многозонных распределенных парковок с
разными тарифами, с множеством въездов и выездов, терминалами услуг, скидок и
т.п. в рамках единой системы.
Состав оборудования
Комплекс любой конфигурации может быть представлен в виде ряда компонентов. Под
компонентом понимается программно-аппаратный комплекс, выполняющий определенную
группу функций.
Аппаратная и программная реализация одного и того же компонента может быть
различной и зависит от выбранной конфигурации системы. Например, въездной
терминал может быть реализован на базе въездной стойки или на базе компьютера.
Несколько компонентов могут быть реализованы на базе одних и тех же аппаратных
средств. Например, на одном компьютере могут быть установлены сервер системы,
выездной терминал и расчетный терминал.
Состав оборудования парковки
Рассмотрим состав оборудования парковки на примере наиболее полной конфигурации.
Сервер системы обеспечивает общее управление системой, информационный обмен
между различными элементами системы, ведение баз данных и ряд других функций.
Для обмена между сервером и расчетными, административными терминалами,
терминалами скидок служит локальная сеть WINDOWS 95 на базе Ethernet. На сервере
системы устанавливается программное обеспечение AP_SERVER_2 (AP_SERVER_INF).
Въездной терминал обеспечивает въезд автотранспорта на территорию парковки с
использованием разовых билетов или многоразовых карт. Может быть реализован на
базе въездной стойки AP_EN, либо на базе компьютера.
Выездной терминал обеспечивает выезд автотранспорта с территории парковки по
оплаченным разовым билетам или многоразовым картам. Может быть реализован на
базе въездной стойки AP_EN либо на базе компьютера.
Расчетный терминал предназначен для денежных расчетов пользователями парковки.
Он обеспечивает прием оплаты за стоянку по разовым билетам, регистрацию и
продажу абонементных и дебитных карт по установленным тарифам.
В состав расчетного терминала входит компьютер с установленным программным
обеспечением AP_CLIENT_CASH,
сканер штрих-кода, считыватель многоразовых карт (если в системе используются
карты), кассовый аппарат.
Терминал скидок предназначен для предоставления клиентам парковки скидок в
оплате стоянки в соответствии с установленными правилами. В состав терминала
скидок входит компьютер с установленным программным обеспечением
AP_CLIENT_DISCOUNT,
сканер штрих-кода и считыватель карт (если в системе используются карты).
Сеть въездных и выездных стоек реализована на базе интерфейса RS-485 и может
подключаться к компьютеру расчетного терминала и/или к серверу парковки.